22 июня 2017, 15:00    Комментариев: 0    Просмотров: 1977

Гайчанка откровенно рассказала об ужасах военных лет

Маленькая Лиля едва не лишилась дара речи

22 июня на календаре отмечен, как День памяти и скорби. В 1941 году, днем ранее у школьников были выпускные вечера, они строили планы на жизнь, мечтали, любили. Но утром 22 июня они проснулись под нечеловеческий окрик: «Война началась!». И те, кто должен был получать образование, строить семьи и продолжать род — ушли на фронт вместе со взрослыми мужчинами. В тылу остались старики, женщины и дети. Победа держалась и на хрупких женских плечах, и в крохотных детских ладошках.

Сестры Римма и Лиля Лобановы войну встретили, когда Лиле было 4 года, а Римме — 6. Тогда они жили в селе Порок Архангельской области.

Мама, Мария Лобанова, была коммунистка, активистка, в военные годы занималась политической работой. Дети видели ее редко. Римма и Лиля всегда были одни и справлялись с такими трудностями, которые сейчас и не каждому взрослому по плечу.

Однажды в дом ворвались трое неизвестных мужчин. Они что-то искали, в то время, как маленькая Лиля, сидя дома одна, дрожала от страха перед здоровенными мужиками. Не найдя ничего стоящего, они стали решать судьбу маленькой девочки.

Позже приехала мама с пограничниками, которые рассказали, что в дом ворвались финские диверсанты. После этого случая маленькая Лиля на три месяца замолчала, перестала говорить.

Самым страшным потрясением стал и тот день, когда маму едва не забрали на фронт. Она подъехала к дому на коне в шинели, портупее, гимнастерке и сапогах. Лиля кинулась к лошади, схватила за вожжи и стала кричать и плакать. Вслед за ребенком расплакались все, кто видел эту сцену.

Так две маленькие девочки остались при маме и избежали детского дома. Вторым домом для них стала еще и школа, где они писали на газетах между строк, занимались в кружках художественной самодеятельности. В школе они хоть ненадолго, но снова могли чувствовать себя детьми. В остальное время женщины и дети собирали металлолом, макулатуру, делились на тимуровские отряды. С номерами художественной самодеятельности Римма и Лиля посещали госпитали, где лежали больные и раненные. Лиля пела, а Римма — танцевала. У многих их зрителей не было конечностей, но маленьким артистам они искренне радовались.

Из госпиталя дети увозили конфетки самое обычное драже, в редких случаях раненные давали монпансье в коробочке, что было самым настоящим деликатесом. Лиля в школе с одноклассниками своими трофеями не делилась. Девочку считали жадиной. На самом деле, она хранила конфеты дома, чтобы их подольше хватило маме и сестре...

Это далеко не все тягостные и трагические воспоминания маленькой Лили, которая уже сама мама и бабушка. Лиля Викторовна была, да и сейчас остается, такой же активисткой, как когда-то ее мама Мария Лобанова. Приехала с севера нашей страны в Гай на комсомольскую стройку, да так и осталась здесь навсегда. Здесь живут ее дети и внуки, которые поделились с нами уникальными кадрами, уникальными воспоминаниями.

От редакции: Уважаемая Лиля Викторовна, спасибо вам за огромный подвиг маленького человека. Низкий поклон всем ныне живущим детям войны и ветеранам. Вечная память тем, кто не вернулся из боя.

Валентина Выгузова

Самые главные новости ГАЙ.РФ с вашими комментариями в смартфоне:
Telegram / ВКонтакте / Одноклассники


Радио онлайн
Загрузка...