Светлана Третьякова: «Нас пугали, что мы здесь не выдержим...»
Журналисты встретились с первой невестой Гая
В 1959 году в Гае была только голая степь: ни света, ни воды, ни тепла, ни дорог. По бездорожью из Орска приехала на комсосмольскую стройку Светлана Афанасьевна Третьякова, тогда еще совсем молоденькая выпускница Орского ремесленного училища.
— Мы ехали в Гай в крытой машине, одетые в ботиночки и бушлаты, по дороге сильно замерзли, приехали, а здесь одна степь, — вспоминает Светлана Афанасьевна тот день, когда впервые оказалась в Гае. — Нам показали только где находится почта и склад, где мы можем получить рукавицы, чтобы приступить к работе — выкапывать из-под снега доски и кирпичи, которые были привезены раньше.
Комсомольцы, уже работавшие на стройке Гая, пополнение в своих рядах приняли с радостью. Но молодых девчат предупредили сразу: вы здесь не выдержите, сбежите. Конечно, среди тех, кто приехал тогда вместе со Светланой Афанасьевной не только из Орска, но и из других городов страны, многие действительно не выдержали суровых условий.
— В апреле уже все разлилось, добираться из Орска в Гай было очень трудно. Мы ехали через Никелькомбинат, впереди нас шел бульдозер, расчищал дорогу, — говорит Светлана Афанасьевна. — Приезжали в Гай все мокрые почти к обеду, сушиться негде, помыться тоже, покушать тоже не было возможности. Позже только мы стали квартировать в Камейкино и ходили до Гая пешком. Но что удивительно, мы не замечали этих трудностей.
Так получилось, что та самая хозяйка дома в Камейкино сразу предрекла Светлане: «Будешь моей снохой!». И не ошиблась. Выдала замуж Светлану Афанасьевну за своего двоюродного брата. Именно семья Третьяковых первой сыграла комсомольскую свадьбу в строящемся Гае. Познакомились, как и большинство советской молодежи, — на танцах. Светлана Афанасьевна говорит, что будущий муж прекрасно вальсировал, чем и покорил сердце молодой девушки. Предложение супруг Светланы Афанасьевны сделал просто, без прикрас.
— Я была в рабочем комбинезоне, в грязном, а он приехал и сразу говорит — едем в поссовет, подадим заявление, мы приехали, и нас сразу же зарегистрировали 23 декабря 1960 года. А свадьбу сыграли уже 14 января. У нас была настоящая комсомольская свадьба, со сватовством, выкупом и песнями.
Так родилась в Гае первая семья. Примечательно, что ни одного свадебного фото у супругов Третьяковых нет. Однако, вместе они прожили 54 года. Вырастили двух сыновей, сейчас помогают трем внукам.
Испытаний на долю Светланы Афанасьевны выпало немало: росла в небогатой колхозной семье, только по счастливой случайности была зачислена в училище, потом тяжелая стройка молодого Гая. Пережила первостроитель и серьезную аварию, в которой получила перелом позвоночника. Врачи прогнозировали, что ходить не будет, а за ее жизнь боролись лучшие нейрохирурги из Оренбурга. Тем не менее, сила духа и сила воли у Светланы Афанасьевны в её 75 лет не занимать. Она по-прежнему полна сил, а в ее доме всегда есть место гостям. Тем более, что с девчатами из своей бригады, которые уже разъехались из Гая, кто в Оренбург, кто в Челябинск, Светлана Афанасьевна связи не потеряла. Ветераны стройки Гая 50-летний юбилей города встречали вместе. Сегодня Светлана Афанасьевна искренне говорит, что ни о чем в своей жизни не жалеет и живет мечтой о правнучке. К слову, Светлана Афанасьевна Третьякова в 1960 году была отмечена высшей наградой СССР — Орденом Ленина.
На вопрос о том, каким она видит город, который строила, ответила с грустью:
— Больно видеть, что в городе очень грязно. Мы строили этот город, и даже во время стройки мы не оставляли столько мусора, сколько сейчас можно увидеть на улицах Гая.
Валентина Демидова.
Telegram / ВКонтакте / Одноклассники